🌿АГРЕССИВНАЯ ЗАБОТА
В детстве с этим феноменом непременно сталкивается каждый. Он легко распознаваем и лучше всего сформулирован в коротком анекдоте про еврейскую маму: «Сёма, кушай кефир, тебе надо поправиться, чтоб ты сдох!». Мы смеёмся, не подозревая, что и сами часто говорим своим детям примерно то же самое.
Искренне желая ребёнку добра и проявляя о нём заботу, мы выдаём прекрасное:
— Перестань качаться на стуле, а не то стукну!
— Будешь лазить в лужу, отдам тебя дяде-милиционеру!
— Не ешь немытыми руками, а то в животе червяки заведутся.
Понятно, что за всеми этими фразами стоят внимание и беспокойство. Когда мы собираемся стукнуть, угрожаем милиционером и червяками, когда орём на ребёнка на всю улицу – мы просто боимся, что он упадёт, простудится, отравится, и поэтому пугаем, кричим, унижаем и приказываем.
Это – в детстве.
Но – увы и ах! – практически то же самое происходит с нами и десятилетия спустя.
— Ты обалдела – тащить такие тяжёлые сумки?
— Не будешь ходить гулять – загремишь с инфарктом, так и знай!
— Опять работаешь за всех! Как можно быть такой дурой?!
Словом, мы снова проявляем заботу о своих родных и близких, но получается это у нас, как в той сказке про ленивицу: хотим сказать хорошее, открываем рот – а оттуда сыплются черви и жабы.
Что происходит?
Может, злая волшебница заколдовала мам и пап, бабушек и дедушек, любимых и родных и разучила их говорить простые и нежные слова? И даже когда они хотят их сказать, снова получается что-то ужасное?
Заколдованные люди и рады бы сказать «родная», а получается «дура»; хотят сказать «я о тебе беспокоюсь», а говорят «как ты меня достал(а)!»; хотят сказать «подумай», а говорят «не тупи!».
Будем честны: нам гораздо легче обозвать человека кретином, чем сказать ему, что он вас просто сильно напугал или расстроил.
Зачастую все наши беспокойства не получают отклика только потому, что в очередной конфликтной ситуации, даже будучи «на все 100» правыми, мы забываем о том, что важно не то, что мы говорим, а КАК мы это говорим.
Даже самый дельный совет, самое доброе пожелание, самое искреннее предостережение, высказанные нами на высоких тонах и менторским тоном – вызывают невольное отторжение, желание закрыть уши, отвернуться, убежать.
Как лечить агрессивную заботу?
Для начала, думаю, хорошо бы научиться просто промолчать.
Молча снять с дерева, молча забрать тяжёлые сумки, молча взять за руку и вывести из опасного места, молча вытащить из лужи.
В конце концов, молча дождаться логичного полёта с качающегося стула. Как это ни странно, но иногда последствия от проступка куда менее болезненны, чем наша попытка его предотвратить.
А там, глядишь, закончится время червей и жаб, и наступит время жемчугов и бриллиантов. Как в той сказке про ленивицу.
(Родительская Держава)