Они полюбили друг друга ещё будучи старшеклассниками и в мае 1941-го поженились.
Война разлучила молодых супругов. Он отправился на фронт, где много раз был на волосок от смерти, но каждый раз чудом оставался в живых.
Он каждый день молил Бога помочь ему выжить, чтобы вернуться домой – к молодой жене, которую он так любил. Мысль о том, что он снова обнимет её, согревала ему душу и помогала переносить все тяготы войны.
Он выжил. И счастливый, с далёких чешских земель словно на крыльях мчался домой.
Вот уже виднеется село, и навстречу ему идёт друг.
Когда радость от того, что они увидели друг друга живыми и невредимыми, улеглась, друг принялся утешать его, говоря о каком-то, выпавшем ему испытании.
О чём ты говоришь? – встревожился он.
– Да с Любашей твоей…
– Что с ней?
– Да нет, она жива, только вот лицо… Короче, был пожар, авария у нас тут была на машинотракторной станции, ей пламя лицо почти сожгло… Не узнать…
Как подкошенный, он опустился на землю. Друг тактично оставил его одного. А он ещё очень долго неподвижно сидел на земле и горько плакал…
Домой он пришёл только под вечер. Его Любаша, лишь увидев его, кинулась ему навстречу. Она горячо обнимала своего любимого супруга, плакала от радости, смотрела в его счастливое лицо, и вдруг поняла, что он… лишился на войне зрения!
Думая, что он ослеп вследствие ранения, она не стала его ни о чём спрашивать, чтобы не причинять ему лишних страданий. И стала заботиться о нём, как подобает любящей жене.
Так они счастливо прожили ещё 15 лет – пока его неизлечимо больная Любаша не предала Богу душу. Любящий муж закрыл ей глаза… и открыл свои!
Все эти годы он притворялся слепым, чтобы не умножать её страданий.
Вот что значит любить!
Сделаться слепым – чтобы не ранить другого…
Нам зачастую невдомёк, насколько тяжёлым является наш взгляд. Мы даже не представляем, насколько плохо может стать нашему ближнему от нашего укоряющего взгляда.
Как много людей лишается сил для борьбы с собой или с испытаниями, которые на них выпали, лишь оттого, что мы посмотрели на них не так, как следовало бы!
Из-за нас их жизнь может стать ещё тяжелее – ведь мы не видим, как у них болит душа, сокрытая в этом теле-инвалиде, или прикрытая уродством, или какой-нибудь некрасивостью, или пороком, взявшим над ними власть, или депрессией, с которой они борются.
Но чтобы закрыть глаза на это – надо любить!